Мухаметшин выступил как главный раввин
25 февраля 2006 года
Среди участников есть люди, которые на своем опыте могут рассказать немало поучительного о толерантности современных религиозных сообществ. Например, лорд Назир Ахмед, один из самых высокопоставленных мусульман Великобритании, которого исламские фундаменталисты объявили кафиром (вероотступником) за его заявление, что мусульмане Великобритании должны повиноваться британским законам.
Однако приступить к волнующему обмену мнениями не удавалось: семинар был назначен на два часа, но начался с получасовым опозданием. Во-первых, самолет главного раввина России Берл Лазара, как и самолет католической делегации во главе с апостолическим нунцием Пьером Луиджи Челата, из-за погоды застрял в Москве. Во-вторых, в Кремле Минтимер Шаймиев с нынешним комиссаром по правам человека Совета Европы Альваро Хиль Роблесом и Томасом Хаммарбергом, который в апреле сменит г-на Хиль Роблеса на коммисарском посту, слишком долго не могли оторваться от обсуждения сложностей в сфере прав человека.
Швед Томас Хаммарберг прежде возглавлял влиятельную организацию "Международная амнистия", которая не раз жестко оценивала состояние с правами человека в России. И в Казанском кремле он не удержался от замечания, что проблемы по этой части в России остаются. Журналист-телевизионщик, присутствовавший при этом, с восторгом рассказывал, как находчиво парировал Минтимер Шаймиев: "Зато в Швеции женщин угнетают!". Шведки, напомнил президент, имеют ведь равные права со шведами-мужчинами - вот и таскают сами тяжеленные сумки! Гости, как утверждал телевизионщик, все-таки догадались, что президент так шутит.
Шутки кончились, и семинар наконец начался. Фарид Мухаметшин зачитал уже вполне серьезное приветствие Минтимера Шаймиева, из которого следовало, что президент Татарстана теперь считает: преподавание истории религий в школах - дело стоящее.
- Молодое поколение должно получить доступ к кладезю... - заочно поддержал его патриарх Алексий II устами архиепископа Анастасия.
- В Золотой Орде действовали православные епархии, - председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин подчеркнул малоизвестный, но пришедшийся нынче как нельзя кстати факт толерантности исламского государства.
Следом должен был выступать Берл Лазар, но он сидел в "Домодедово". "Мы попросим прочесть текст выступления главного раввина... - ведущий - советник комиссара по правам человека Александр Гессель приветливо улыбался, - Фарида Мухаметшина".
Фарид Мухаметшин прочел текст с чувством.
- К сожалению, нунций Челата также еще не прибыл... - г-н Гессель замялся.
Мухаметшин покосился на лежащий перед ним листок, содержавший, очевидно, текст выступления еще одного домодедовского сидельца. Но обошлось: приветствие нунция зачитал спецпосланник папского престола при Совете Европы преосвященный Витто Ралло.
Самыми уклончивыми оказались приветствия настоящего и будущего коммисаров по правам человека. Альваро Хиль Роблес (для него этот семинар - последний в этой должности) поблагодарил организаторов, рассказал про погоду в Казани и выразил надежду, что обширные знания участников смогут послужить выработке стратегии толерантности в воспитании подрастающего поколения. А Томас Хаммарберг сообщил, что хотел бы "видеть больше этики в обществе".
Марина ЮДКЕВИЧ, "Вечерняя Казань"